Хотя бы раз в жизни каждый из нас видел фуры, стоящие в мороз на обочине, и водителей, «колдовавших» около них то с горелкой, то с какими-то канистрами. Что произошло? При минусовой температуре в топливном баке и топливопроводе застыло дизельное топливо, превратилось в густой гель. Почему это случилось? В баке было летнее ДТ вместо зимнего. В чём же отличия каждого из них, и как отличается один тип горючего от другого?
Главное различие
Основное различие между данными видами дизтоплива состоит в том, что в продукте, предназначенном для использования летом, в составе есть значительное количество парафина. И когда температура воздуха понижается до отрицательных значений, парафиновые молекулы соединяются, образуя устойчивые цепочки, то есть происходит замерзание дизеля.
Признаки замерзания дизельного топлива
Первый звоночек раздаётся, когда визуально заметным становится помутнение горючего. Если температура начнёт снижаться дальше, и, если не предпринять какие-либо меры, процесс продолжится, и ДТ превратиться в очень густое желе, которое в силу своих физических свойств просто не сможет передвигаться по топливной системе. Да что там желе, при минус сорока градусах летняя солярка становится просто куском льда, который можно рубить топором.
Последствия
Такое топливо не прокачает ни один, даже самый мощный насос, все трубки и каналы топливной системы будут забиты. Но поскольку застывает в ДТ не вода, а парафин, топливопровод при плюсовой температуре оттает, практически не пострадав.
А вот топливный фильтр, точнее его «начинка» – предмет «нежный», и без неприятных последствий в такой ситуации не обойтись. В те несколько минут, когда застывающее, но ещё не загустевшее окончательно дизтопливо кое-как, еле-еле, но всё же прокачивается топливным насосом, фильтр оно пройти в любом случае уже не сможет. И пытающийся добраться до камеры сгорания гелеобразный нефтепродукт сминает непрочные внутренности фильтрующего элемента.
То есть, даже если удалось отогреть систему и горючее, уехать не получится – придётся заменить фильтр.
Температура замерзания солярки
Нельзя сказать, что летнее дизельное топливо примет состояние геля сразу после того, как воздух охладится до −1℃. Оно мутнеть начнёт при минус пяти и замёрзнет уже при наступлении −10 ℃. Это полностью соответствует действующим требованиям ГОСТов. Если что, в небольшой мороз доехать на нём можно. И на многих автозаправочных станциях такое ДТ часто продают до поздней осени.
А вот зимнее дизтопливо должно сохранять свои технические характеристики вплоть до −30 ℃. Технология его изготовления по некоторым параметрам отличается от технологии изготовления летней солярки, кроме того, в него добавляют депрессорно-диспергирующие присадки, которые не разрушают молекулы парафина, но тормозят процесс их роста.
Как избежать неприятностей?
Некоторые водители добавляют в летнее ДТ до 20% керосина. Специалисты считают, что это не опасно и не сказывается на ресурсе двигателя. Более того, многие антигелиевые депрессорно-диспергирующие присадки созданы на базе именно керосина.
Водители дизельных автомобилей, уже сталкивающиеся с проблемами застывания солярки, часто заливают в топливный бак после каждой заправки на АЗС такие присадки, делая это просто на всякий случай. Стоимость данных химических составов не назовёшь бюджетной, но что делать, у страха глаза велики. И ладно, если не заведёшься где-то в людном месте, где можно получить помощь. А если – ночь, лес, абсолютно пустая дорога, рация молчит или её вообще нет? Поэтому и предпочитают не рисковать.
Как отличить зимнее топливо от летнего на АЗС?
Хорошо, когда заправка солидная, там в 99% случаев всё честно. А если есть сомнения?
При температуре ниже -5 ℃ сделайте до заправки авто следующее. В заправочном пистолете всегда остаётся несколько капель горючего. Капните их на ровную поверхность и выждите несколько секунд. Если солярка начала мутнеть или превращаться в желе, уезжайте. На этой автозаправочной станции забыли, что лето уже закончилось. Или просто продают под видом более дорогого зимнего дизтоплива более дешёвое летнее.
Ну а если уже заправились, то не пожалейте денег на присадку. Она поможет вам доехать до места, где можно будет сменить горючее в баке.
И как всегда, мы предлагаем вам задать свои вопросы специалистам компании ЦОТН. Наши рекомендации и консультации наверняка будут полезны даже самым опытным водителям при выборе дизельного топлива и определении его сорта. Мы много лет поставляем качественное горючее от лучших производителей ДТ России и являемся экспертами в этой сфере.